Объективных, то есть не зависящих от вашего взгляда на вещи, поводов для повышения зарплаты всего три:
- В среднем на рынке труда вырос уровень зарплат в вашей профессии, в вашем регионе.
- Вы стали приносить работодателю больше пользы.
- Вы уже давно приносите больше пользы, чем предполагает ваша зарплата, но работодатель денег вам не добавляет.
В поисках аргументов – почему работодатель должен платить мне больше – сразу исключите мотивы субъективные, в частности:
- Зарплата меня не мотивирует,
- Ребенок растет, мне нужны деньги, чтобы его одевать, обувать, учить,
- Цены растут, на продукты денег уходит все больше,
- Маша из моего отдела при такой же должности получает больше,
- Я думаю, что заслуживаю большей зарплаты.
При переговорах с работодателем опирайтесь только на объективные критерии, поскольку субъективные собственника бизнеса или руководителя не интересуют.
«Моя зарплата ниже среднерыночной»
Используя этот аргумент, опирайтесь на факты. Почему вы уверены, что зарабатываете меньше других? Единственное, что может выступить в роли факта – статистика зарплат. Найдите статистику зарплат на сайтах по трудоустройству. Просмотрите вакансии по своей специальности. Просмотрите резюме коллег – каковы их зарплатные ожидания?
Официальная статистика – это «голые» усредненные цифры, а ведь есть еще ваш индивидуальный карьерный путь, опыт, набор навыков.
Предположим, вы получаете 8 тыс. грн. При просмотре вакансий вы видите, что специалистам с набором навыком и опытом, равноценным вашим, предлагают от 10 тыс. грн. как минимум. Это – как минимум повод задуматься.
Стоит ли собирать эту информацию и показывать работодателю? Разве что в виде информации, но не в виде требования.
Одна и та же функция, будучи описанной одинаково, может предполагать разный объем и сложность задач. Например, «ведение документооборота». В одной, небольшой компании это – регистрация входящих писем, распечатка некоторых из них и подшивание их в папке. В большой организации документооборот – сложная система, и для эффективной работы с ней требуется в десять раз больше квалификации, чем в первом случае.
Пожалуй, так работодатель и ответит: что вы сравниваете горячее и зеленое. И он сделает это не из вредности: просто в каждой компании – свои требования и расчеты, и своя текущая ситуация.
Так что добытые в интернете сведения используйте для себя, но не как аргумент в переговорах с руководством.
Вы делаете больше, чем год назад, когда вашу зарплату пересматривали
Польза, которую вы приносите компании – железный аргумент в любом споре. Вопрос лишь в тому, как эту пользу показать.
«Я делаю 50 “холодных” звонков в день» – неудачный пример.
«Мои 50 звонков в день конвертируются в 5 контрактов в неделю на сумму 2 тыс. долларов» – конкретнее, убедительнее.
«Полгода назад в месяц в среднем я приводил в компанию 5 новых клиентов. Сегодня привожу 10».
Выводы о возросшей продуктивности подтвердите цифрами, фактами, данными.
Не обязательно использовать цифры. Докажите, что за последние полгода вы освоили новые навыки. Попросите партнеров/клиентов, с которыми сложилось полуформальное, дружеское общение написать отзывы о вашей работе – пусть они подтвердят наличие у вас новых навыков. Для этой же цели используйте профиль в LinkedIn.
Покажите, как расширились ваши функции. Например, раньше вы механически обрабатывали заказы в интернет-магазине, сейчас консультируете покупателей в чате.
Факты, описывающие ваш возросший вклад в развитие компании (самое ценное – ваш вклад в прибыль) соберите в один документ, отправьте руководителю по электронной почте. Попросите его изучить данные и назначить вам встречу для получения обратной связи. На встрече и можно поднять вопрос о повышении зарплаты.
Вы давно делаете больше и лучше, но вашу зарплату не пересматривали
Тонкость момента заключается в том, чтобы обосновать – почему вы задались вопросом о повышении оплаты именно сейчас. Ведь, если вы стали более компетентным специалистом год назад, логично, что тогда и стоило начать обсуждение.
Можно объяснить это так. В течение какого-то времени вы:
- Не были уверены, что выросли настолько, чтобы говорить о повышении оклада, но сейчас вы уверены в своей полезности абсолютно, и вот подтверждающие факты;
- Понимали, что компания переживает не лучшие времена и не хотели акцентировать внимание на своей персоне. Сейчас вы понимаете, что польза, которую вы приносите, превысит расходы работодателя на более высокую оплату вашего труда, то есть для нанимателя сделка – выгодная. (Приводите аргументы, в чем ваша полезность).
Как не нужно говорить о повышении зарплаты:
- Апеллируя к субъективным ощущениям, настроениям («хочу, потому что хочу», «мне так надо»),
- Шантажировать («вот заявление об уходе, не повысите ЗП – уйду»),
- Упрекать работодателя, что он держит вас «в черном теле», а вы на самом деле – классный специалист.
Чтобы не возникали недоразумения по поводу несоответствия вашего вклада и вашего оклада, общайтесь с руководителем. Держите его в курсе ваших достижений. Это не сложно, даже если между вами – большая дистанция (руководитель не склонен общаться, на прием к нему попасть сложно, «текучка» его не интересует). Раз в квартал (или раз в полгода) отправляйте боссу по электронке отчет о проделанной работе. Даже если он пробежит документ глазами и через пять минут забудет о нем – однажды вы придете к руководителю обсуждать повышение зарплаты, и вам уже не придется начинать разговор с абсолютного нуля.