Хотите гарантии трудоустройства?
Кто ж не хочет!
Тогда нужно быть идеальным соискателем?
Не нужно.
Такой вот парадокс.
Кто такой идеальный соискатель
Это человек, который стремится выглядеть наилучшим образом – так, чтобы придраться было не к чему. (Укажем за скобками, что «хочет» – не всегда означает «выглядит»).
Резюме его – образец для подражания. Сочно описан опыт работы: «выполнено», «реализовано», «оптимизировано», «повышено». Личные качества также внушают оптимизм: ответственный, ориентированный на результат, коммуникативные навыки, лидерские качества…
На собеседовании идеальный соискатель охотно рассказывает о своих достоинствах. Он, кстати, часто говорит «я». «Я отвечал за [такое-то] направление», «Я привел проект к успешному финишу», «Я показал результат», «Я внес предложение по оптимизации…».
Еще идеальный кандидат очень уверенно держится. Он похож на непотопляемый корабль. Его даже каверзные вопросы не сбивают с толку. Знаете, почему? Он настолько хорош, что, даже если во время этой встречи его не оценят, он найдет другие варианты трудоустройства. Ну, или ему так кажется.
Почему вредно быть идеальным соискателем
Если вам когда-нибудь приходилось быть на свидании с безупречным партнером, вы помните это чувство: он (в смысле, партнер; это может быть и мужчина, и женщина) настолько идеален, что вы кажетесь себе каким-то не таким; каким-то неправильным. А еще не верится, что человек может быть настолько хорошим: «есть какой-то подвох, о котором я пока не знаю». И еще есть чувство натянутости, неестественности в общении: как будто разговариваешь с усовершенствованной копией реального человека, подозреваешь «копию» в неискренности и сам проявлять искренность не торопишься.
Так и работодатель или эйчар чувствуют себя рядом с безупречным кандидатом. Кстати, до собеседования может и не дойти: если резюме дошлифовано до глянцевого блеска, на «поговорить» могут и не пригласить. Потому что не поверят, что все эти достоинства в резюме – реальные.
Как снизить градус совершенства, чтобы получить реальный шанс
В резюме
Упоминайте только реальные заслуги и достижения. Одна из ошибок соискателей заключается в присвоении себе достижений целой команды. Так могут поступать руководители и тимлиды; часто это происходит неосознанно. Пишите и рассказывайте о своем собственном вкладе. Уровень продаж отдела вырос на 30% за полгода? Какая доля в этом успехе – ваша? Ведь, кроме вас, на результат работали другие люди. «Обобщенный» подход к описанию достижений вызывает лишние вопросы и сомнения: а действительно ли один человек может провернуть такое?! Опытный эйчар найдет ответ на этот вопрос и без участия соискателя. (И ответ будет не в пользу супер-профи).
Опишите в резюме личные качества, действительно вам свойственные. Причем не увлекайтесь шаблонными фразами вроде «клиентоориентированный», «быстро обучаемый», «отличный командный игрок». Подумайте о себе не как об идеальном соискателе – а как о человеке. Зачем в резюме описывают личные качества? Работодателю интересно, с кем ему придется иметь дело. Как человек смотрит на жизнь – оптимистично или нет? В каком настроении приходит на работу? Любит общаться с коллегами или предпочитает сидеть «в раковине» и делать работу? Опишите себя настоящего, причем не словами, скопированными из шаблона резюме, а так, как вы бы рассказали о себе человеку, который вам симпатичен.
Упомяните недостаток. Да, вы не ослышались. Пусть в тексте будет упоминание негативной черточки. Только будьте внимательны! Не стоит писать о хронической непунктуальности, повышенной эмоциональности и болезненной реакции на критику. (Писать не стоит, а вот поработать над искоренением подобных недостатков имеет смысл). Упомяните недостаток, который не влияет на производительность ключевым образом. И обязательно добавьте, как вы работаете над недочетом, чтобы от него избавиться. Например: «При повышенной загрузке могу упускать детали. Поэтому в конце дня анализирую, не упущено ли что-то важное, просматриваю еще раз почту, документы».
На собеседовании
Держитесь естественно. Не старайтесь произвести впечатление. Поставьте задачу иначе: дать о себе максимум полезной информации. Смотрите на собственные активы (знания, опыт) через призму интересов работодателя. Какие ваши возможности могут помочь работодателю в достижении ЕГОцелей? В конечном итоге, для работодателя важно именно это.
Воздержитесь от красочных характеристик себя. Оперируйте лучше фактами. 1) «Я сделал для компании невозможное! Такого успеха никто не добивался до меня.» 2) «За год мы с 2-мя коллегами выполнили заказов больше, чем отдел из 6-ти человек за предыдущий год.» Какая формулировка кажется вам более убедительной?
Признайте слабости, если они проявятся. Например, вы нервничаете. Вместо волевого закусывания губы лучше скажите прямо: «Эта встреча крайне важна для меня. Поэтому я нервничаю. Могу я попросить стакан воды?»
Хотите знать, почему выгоднее быть собой – нежели изображать идеал? Вернемся к аналогии со свиданием. Вы решили, что идеальный партнер – идеально пригоден для совместной жизни. Вы поженились. А через три месяца поняли, что друг другу не подходите. Развод – и точка.
С устройством на работу – то же самое.