Бывает, что браться за «архитектуру» собственной профессиональной реализации люди начинают несколько позже, чем в основном это предпочитает делать трудовое население. Чаще всего это, конечно, женщины — те, кто посвятил «карьерный» период жизни рождению и воспитанию детей. Но и мужчины в этой категории тоже присутствуют.
Почему тема потенциальных сотрудников бальзаковского возраста считается… ну, мягко говоря, скользкой?
Пожалуй, начать стоит вообще с вопроса возраста. Как бы там ни было, что бы ни говорила нам Конституция о наших правах — понятие эйджизма прочно вошло в профессиональный лексикон трудоустройства. Тема возрастного соответствия соискателей и сотрудников всегда была одной из тех, упоминание которых заставляет нанимателей несколько мяться, застенчиво ковырять ножкой пол и стыдливо улыбаться. Более того — эту тему большинство работодателей старается как-нибудь быстренько «свернуть» и обойти. Если не удается — не акцентировать на ней пристального внимания.
Да и что тут, собственно, много раздумывать? Достаточно просто почитать тексты объявлений о вакансиях. Требования к возрасту потенциальных кандидатов, как правило, особым разнообразием не отличаются. Более того — одной из примет «липовости» объявлений сегодня (увы, совершенно справедливо) считается формулировка «возраст не имеет значения» или «от 18 до 60».
Чем объясняют работодатели (если все же объясняют) свое нежелание связываться с кандидатами старше извечных «от 20 до 35»?
В самую первую очередь практически все приводят в качестве аргумента инертность мышления.
Ход мыслей прост — человек, достигнув зрелого возраста, создает своеобразный набор личных шаблонов на все случаи жизни. И в той или иной ситуации прибегает к отработанной схеме действий, не мудрствуя лукаво по вполне понятной причине.
Можно вполне резонно заметить, что есть в этом описании что-то болезненно и сильно смахивающее на описание житейского опыта. Но все же это несколько иное. А именно — инертность мышления не позволяет специалисту видеть проблему с разных углов — и находить оригинальные решения. Поэтому задачи, требующие неожиданных и неординарных решений, профессионалам за 40 якобы не по плечу — у них-де срабатывает механизм шаблонности реакций.
Следующей причиной указывают банальную экономию. Специалист в возрасте и с солидным опытом, ясное дело, обойдется подороже молодого и не такого опытного. А в ситуациях, когда кандидата устраивает уровень зарплаты — он, как правило, остро заинтересован в соцпакете. Причем таком, который бы с лихвой окупил «потери» в зарплате. А наниматель, ясное дело, на такой соцпакет не всегда раскошеливается.
И, наконец, еще одна ключевая причина «трудностей взаимопонимания» – конфликт разных поколений. Опять-таки, взрослый и сформировавший ряд определенных представлений о тех или иных вопросах сотрудник вполне может усомниться в компетентности более молодого коллеги. А если уж речь идет о совсем юном начальнике (которых в последнее время все больше и больше) — это вообще эпопея.
Если говорить об ожиданиях работодателей, то современный наниматель, готовый сотрудничать с кандидатами, перешагнувшими незримую возрастную планку 35 лет, хотят видеть в таких сотрудниках едва ли не универсального солдата. И швец, и жнец, и на дуде игрец — по-другому просто не скажешь. Такой сотрудник должен потрясать воображение богатством резюме, положительностью рекомендаций и обилием самых разнообразных профессиональных навыков. Опыт и утонченное чувство юмора очень и очень желательны. Но при всем при этом – обязательны и «адекватные зарплатные ожидания».
Что тут сказать?
Справедливо все вышесказанное, или нет, или справедливо, но не полностью, или еще какой-нибудь вариант процентного соотношения истины и заблуждений пополам с ложными стереотипами — сказать однозначно трудно. Вероятно, истина, как всегда, где-то посередине. Как найти эту середину, и какую пользу извлечь из результатов этого поиска — каждый решает для себя сам, будь то наниматель или соискатель. Огорчает только то, что от трудностей и опасений очень просто перейти к дискриминации — грань тут тонка и почти неприметна.