Как правило, значение выражения «рыночная стоимость» в применении к специалистам — уже устоявшееся и затруднений при восприятии не вызывает.
Но на самом деле, по свидетельствам опросов, очень и очень малый процент работающего населения Украины имеет представление о собственной рыночной стоимости.
То есть, внятно ответить на вопрос «Сколько стоят ваши услуги» мало кто может.
Большинство ориентируется на существующее положение вещей. Если человек занимает определенную должность, приносящую определенный доход — это уже что-то вроде отправной точки, от которой и принято отталкиваться.
Существующая должность и зарплата — увы, не гарант всех доходов в перспективе.
Фокус в том, что законных прав на профессиональный доход, по сути, у вас просто нет — ведь никогда не знаешь, что ждет в будущем. А способность ходить на работу вам таких прав автоматически не обеспечивает, сами понимаете. У вас есть только ваши возможности — и для их грамотного использования вам не обойтись без некоторых знаний. Среди них — четкое понимание того, что именно и за какую цену вы можете предложить, дабы материальное благополучие вас не покинуло.
Как самостоятельно определять собственную рыночную ценность?
Прежде всего — попытайтесь предельно лаконично сформулировать для самого себя, за что же именно вам сейчас платят деньги. Какой, собственно, резон имеет клиент с того, что пользуется вашими услугами?
Важно понимать то, что если ваши умения не являются ключевыми в решении актуальных для потребителя вопросов — вы вряд ли будете востребованы. А значит — стоимость ваша на данный момент не так уж и высока.
Далее — обстоятельно проанализируйте собственную «потребительскую аудиторию». Кто готов платить за выполняемые вами обязанности? Готов это делать кто-то, кроме вашего нынешнего работодателя? И каковы перспективы в том случае, если однажды необходимость в ваших услугах отпадет и у действующего нанимателя?
После — проанализируйте рыночную нишу, к которой относится ваша деятельность. Сколько поставщиков услуг предоставляет аналогичный «товар»?
Еще один ключевой момент. Посмотрите на себя глазами потребителя, которому вы предлагаете свои услуги. С учетом многообразия современного рынка — почему предпочтение должны отдавать именно вам? Чем конкретно вы можете выделиться из ряда подобных вам?
И, наконец — в цифровом эквиваленте, буквально, какое количество людей знает о том, чем именно вы занимаетесь? Какие услуги предлагаете?
Сами понимаете, чем больше у вас преимуществ в активе — тем выше будет ваша рыночная стоимость. Суммировать имеющиеся преимущества (или отнимать от имеющегося итога) будет несложно. А полученный результат говорит сам за себя — и у каждого он свой.
Что делать, если результат этих калькуляций не радует?
Не сидеть, сложа руки — если увеличение собственной «цены» на рынке труда вас интересует.
Чем выше ваши требования к самому себе — тем больше вы будете делать для того, что бы им соответствовать. Чем больше будет соответствие — тем выше ваша стоимость. А чем дороже вы стоите в глазах работодателя — тем престижнее вас заполучить.