Вопрос лояльности нынче актуален, как некогда — вопрос отмены рабства для рабов. Как взрастить в собственных подчиненных лояльность, исконно-профессиональную, и именно лояльность, а не ее современный суррогат?
Трудность решения этого вопроса заключается в том, что сегодня лояльность трудно отличима от активно-пропагандируемого и всячески насаждаемого «корпоративного духа».
Это, конечно, не означает, что само понятие корпоративного духа — отрицательно, нет. Просто зачастую оно искажено и носит характер насильственного насаждения. Все эти призывы вроде «Ну мы ж одна большая семья!» очень часто оказывают на «членов семьи», то бишь сотрудников, прямо-противоположное действие, порождая в душах честных тружеников некий дух противоречия и сопротивления. И соглашаются с таким утверждением, как правило, для виду, ну и что б отстали пропагандисты.
Справедливости ради стоит отметить, что иногда все основания для такого вот отношения у современного работающего населения есть — не редко понятия корпоративных ценностей используются в целях вовсе не благородных, выступая просто одним из довольно эффективных инструментов в управлении людьми, то бишь — банальным манипуляционным приемом.
Конечно, не всем от этих дружных танцев, песнопений и обилия кружек-шарфиков-календариков с корпоративной символикой плохо — напротив. Есть такая категория подчиненных — им просто необходимо ощущение, что они со всеми вокруг «плечо к плечу», пусть даже выраженное в такой вот искусственной форме. Именно в осознании постоянной поддержки «корпоративного единения» такие люди работают успешнее всего. Но о лояльности тут говорить не приходится — это, скорее, вспомогательное средство их самоосознания и мировосприятия. Для этой разновидности людей слово «индивидуальность» не имеет особенного значения, так же как и сама потребность проявления этой самой индивидуальности. И, опять-таки, это нельзя считать отрицательным явлением — умение работать в команде дорогого стоит.
Еще один вариант — профессиональная приверженность.
Это — удел другой разновидности работников. Они далеки от желания вкладывать в собственную работу эмоциональный элемент. Под работой подразумевается наиболее комфортный и привычный способ получения средств к существованию. И дело тут не в размере зарплаты, а в степени привычки. Отдавая годы жизни какой-то работе, должности, фирме, они делают это не из профессионального патриотизма — просто это свидетельство того, что тут им наиболее удобно зарабатывать деньги.
Кстати, по мнению большинства психологов, такое отношение к работе является наиболее здоровым и адекватным с точки зрения психо-эмоционального состояния современного работающего человека.
Если уж говорить о профессиональной лояльности в чисто виде — тут, скорее всего, уместнее всего будет вспомнить слова «преданность» и «самоотдача». Ну, пожалуй, еще и «самоотверженность».
Такие качества в подчиненном — это великолепно, и редко какой руководитель с этим не согласится, но вот как воспитать в сотрудниках нечто подобное?
Процесс это весьма и весьма трудоемкий, сложный и нередко — безрезультатный, но многие руководители готовы упорно сражаться за такую цель. И такая готовность вполне логична — трудно представить себе большее для управленца благо, чем лояльный коллектив.
Одна из самых основных и распространенных ошибок в такой борьбе — это совершенно искреннее непонимание руководством того факта, что лояльность не может быть односторонней. То есть, абсурдно рассчитывать на то, что подчиненные будут лояльны по отношению к совершенно нелояльному руководству — такого просто не бывает, это неестественно и исключается самой природой социального взаимодействия.
Что чаще всего упускают из виду?
Чаще всего — забывают о действенности и пользе доверительных отношений. Если начальник пользуется полным и абсолютный (естественно, в плане профессиональном)доверием собственных сотрудников — значит, он вполне может рассчитывать на их профессиональную лояльность. Без доверия нет преданности и самоотверженности — это тоже истина известная.
Конечно, подобные отношения за день не построишь — время тут просто необходимо, причем в довольно-таки немалом количестве. Да и ошибок, пожалуй, не избежать. Но все же — любая цель недостижима, если для ее достижения ничего не делать. А потому — дерзайте, дивиденды от таких вложений могут превзойти все самые смелые ожидания.
2 comments
Не знаю, написано-то написано, но я никогда не верила во всю эту корпоративную ерунду. Очень часто она напоминает просто добавочную стоимость работе HR или внешнюю озабоченность компании о внутреннем сотруднике. Знаете что такое забота о сотруднике?
Это нормированный рабочий день до 18:00, а не работа до 22:00 стоя, консультантом; это нормальный отпуск, уважительное отношение со стороны руководства, суббота и воскресение – выходной, это обеды со стороны компании, новогодние подарки.
А чаще всего прикрываются корпоративной культурой тогда, когда не хотят платить нормальную зарплату или делать человеческие условия труда.
Ну, если честно, у меня на работе никто никогда не заботился о корпоративном духе и лояльности к фирме. Начальство у нас деспотичное и частенько нелогичное, зарплата – минимальная, рабочий день – ненормированный (хотя это мягко сказано), плюс частенько работаем на выходных. Сама работа напряженная, нередки авралы.
Но при этом мы действительно семья. Со скандалами, примирениями, любовями и нелюбовями 🙂 Интриги? Их у нас нет. И мы всё отдаем своей работе. Просто мы любим свое дело и стараемся делать его хорошо, с полной самоотдачей. И именно наше дело нас сплотило. И никакие тренинги, корпоративы и прочее не сделают того, что делает любовь к работе и хорошее отношение друг к другу.