Сухая наука психология лаконично констатирует, что от упоминания слова «собеседование» у большинства работоспособного населения на подсознательном уровне возникает некая негативная реакция. Поскольку наше хитрое и злопамятное подсознание привычно ассоциирует собеседования с одной из разновидностей стресса. Все эти вопросы, правила, тактика и стратегия загадочных эйчаров с их методиками и приемами… Хоть в петлю, вобщем!
Что тут сказать? Против фактов не попрешь, даже ежели прозвучит сей вывод некошерно. По-другому просто не скажешь.
Но у любой медали две стороны — тоже факт общеизвестный, и в той же степени подвергающийся опровержениям. Задумываются ли соискатели о том, какими могут быть они с точки зрения задолбанного собеседованиями специалиста по персоналу?
А между тем, существуют довольно распространенные типы кандидатов, для которых собеседования — нечто вроде привычной среды обитания. И на этом поле боя они эйчарам уже примелькались, просто пуще горькой редьки.
Конечно, в чистом виде такие типажи встречаются не так уж и часто, все как-то мелькают их отдельные черты то там, то тут, но все же они есть. Как суслики, которых, может, и не видно вот в этот конкретный момент, но они, сами понимаете, никуда не деваются, они есть.
Итак, каковы они, страшные сны кадровиков?
Начать, пожалуй, можно с самого распространенного и неуправляемого – «Нет слов, одни чувства!»
В силу гендерных патологий и предрасположенностей в этой категории, увы, чаще всего встречаются дамы. Хотя, конечно, бывают и исключения.
Как себя ведут? В принципе, именно так, как и называются. Что это значит? А значит это следующее.
Внешний вид.
Неопределенный. То есть, нельзя сказать, что визуально их можно вычислить буквально с порога. К сожалению, нет. Способны к мимикрии под окружающую среду, что делает их трудноразличимыми при первичной диагностике. Хотя, как правило, во внешнем виде представителей этого класса четко прослеживается одна тенденция — есть в них нечто, что сразу бросается в глаза. Это может быть что угодно, от странного маникюра до подозрительных повадок. Иногда даже не совсем понятно, что же именно не дает вам покоя в их облике, но то, что что-то не дает — это однозначно.
Жесты и мимика могут быть сдержанными, но если понаблюдать за ними со стороны, украдкой, можно заметить, что эта сдержанность носит зубовный характер. Поверьте, им очень трудно держать себя в узде и не махать постоянно руками, не округлять глаза и не кривить всячески рот. Трудно буквально до стиснутых зубов, но они, особенно если речь идет об опытных кандидатах, стараются изо всех сил, и внешне выглядят очень естественно.
Поведение.
Долго запрягают, но если уж запрягли… О, начисто выносят мозг. Причем в рекордно-короткие сроки. Не удивляйтесь, если через 15 минут разговора вы вдруг осознаете, что единственное, чего вам хочется — так это застрелиться. Заметьте, именно вам. Застрелить кандидата, — такое в голову почему-то не приходит, по той простой причине, что не совсем понятно, как вы вообще пришли в такое состояние и кто, собственно, в этом виноват.
Почему?
Потому что они говорят с неким необъяснимым напором и чувством. Говорят много, и вроде бы даже по делу, но вот по какому делу — совершенно непонятно. В их речах словно содержится некий отрицательный эмоциональный концентрат, который разъедает вашу профессиональную сдержанность и умение анализировать. Буквально жрет эти способности, если уж быть точными.
Они говорят и говорят, обволакивая вас коконом своих эмоций, и выбраться из этих дебрей иногда крайне трудно. Если посреди монолога такого соискателя встряхнуться, разогнать туман в голове и посмотреть на него трезвым взглядом — вполне можно ужаснуться, поскольку со стороны все это похоже на беседу в духе «тихо сам с собою». Они задают вопросы и отвечают на них, остроумно шутят и смеются своим шуткам, рассуждают о собственной профпригодности и производимом впечатлении, кивают, машут руками, болтают ногами, расчесывают волосы или встряхивают ими поминутно… Переставляют предметы на столе, снимают и одевают все, что только уместно снять и одеть в вашем присутствии, трогают вас совершенно неожиданно за руки, а иногда, что просто ужас, и за ноги, в частности — за колени! Остерегайтесь, ибо в самых запущенных случаях от накала эмоций могут перейти к хватанию непосредственно за грудки. И при всем при этом они очень пристально смотрят вам прямо в глаза, смутно и тревожно напоминая тихую, но заведомо бешеную собаку.
Что делать?
Не поддаваться. Ни в коем случае. Ужас положения и восприятия этого типажа в том, что после стадии недоумения, как правило, наступает стадия агонизирующей, болезненной и неловкой жалости пополам с ужасом. Они вызывают желание взять под крыло и хоть чем-то помочь. Но! Если как специалист такой вот товарищ вам не подходит — не поддавайтесь! Ибо это как трясина. Стоит дать ему понять, что он сумел сунуть ногу в дверную щель — и все, он вцепится в вас, как голодный гризли, и будет ломиться уже всем фасадом.
Они сильно изматывают, а потому, если картина вам ясна — не затягивайте беседу. А иначе мигрень и сплин вам обеспечен.
Абстрагируйтесь тотально и внимайте поверхностно, и да пребудет с вами терпение.