Для начала уместно будет сказать — никто не собирается сейчас поносить сотрудников по персоналу. Недооценить их работу очень и очень трудно. Иногда именно на труде грамотного и опытного эйчара построен весь процесс эффективной деятельности и каждого отдельного сотрудника, и всего коллектива в целом. Таково, по сути, их предназначение, и когда кадровик исполняет его безупречно — счастливы будут все.
Они выступают в роли эдаких хранителей очага, заботясь о психологическом климате в офисе, организуя досуг и трудовые будни по высшему разряду, всячески способствуют укреплению внутренних корпоративных отношений… Перечень обязанностей среднестатистического менеджера по персоналу похож на распорядок дня элитной няни – и он прекрасно с ним справляется, в том случае, если он на самом деле кадровик.
Однако же, однако же.. Недаром говорят, что эйчарами не становятся — ими рождаются. Для этой профессии жизненно необходима далеко не корочка, пусть даже и с отличием. Эйчаром нужно быть от природы. А современное понимание «трендовости» той или иной профессии порой может даже в самый полезный и вкусный мед добавить очень изрядного дегтю, да иногда совсем не в пропорции «на бочку — ложка», а по боле.
Как только заветное «НR-специалист» зазвучало громко и веско, да еще и наряду со словосочетанием «престижная профессия», народ резво ломанулся учиться работать с персоналом. В срочном порядке да побыстрее, совершенно не учитывая, что спешка, как правило, уместна только при ловле блох у любимого питомца, а уж никак не в овладении такой специфической профессией, как специалист по работе с кадрами.
Распознать такой вот «скороцвет» совсем не трудно. Они суетливы и не к месту улыбчивы, не к месту активны и инициативны, не к месту задорны. Они вообще как-то слишком и всюду «не к месту». От всей их деятельности веет трехдневными курсами и классическим тренингом «Как стать душой компании» длительностью в три с половиной часа. И с оплатой по таксе. Они втайне и лихорадочно перелистывают труды Карнеги под столом, кусая губы и мучаясь периодическими припадками ненависти ко всему живому вокруг. Но если посмотреть на них невооруженным глазом, возникает впечатление, что они все время улыбаются и пребывают в непрерывном движении. На поверку же улыбаются только строго по регламенту, исключительно в отведенное на это время, а дергает их чаще всего от того, что свою «модную» работу искренне терпеть не могут. Как, впрочем, и все те кадры, которым надобно посвящать все свое время.
«Однодневки» от менеджмента по работе с персоналом совершенно не способны импровизировать. Талантливый эйчар всегда найдет, о чем поговорить с коллегами, даже если все дружно застряли в лифте, а в здании срочная эвакуация по причине пожара. Организовать, расположить и создать атмосферу непринужденности, даже если пламя уже, фигурально выражаясь, начинает лизать пятки тем, кто с краю. Он делают это так же естественно, как дышат, для них завести и поддерживать разговор – не подвиг, за который медаль на грудь.
«Скороспелый» же кадровик в ситуациях, не прописанных в плане мероприятий на месяц, замолкает, как Зоя Космодемьянская в лагере фашистов. Неформальная обстановка, в которой хороший эйчар чувствует себя, как рыба в воде, не очень (или совсем не) хороший может вообще впасть в ступор и вспомнить внезапно, что у него вообще-то в наличии латентная социопатия пополам с боязнью публичных выступлений.
И, что характерно, под «скороспелостью» не имеется в виду период обучения такого специалиста. Некоторым людям просто от рождения никакое обучение премудростям этого тонкого дела не нужно в принципе — они еще и сами вполне могут подучить ему кого-нибудь менее одаренного в вопросах универсальной коммуникативности.
Естественно, в любой профессии есть «отличники», «хорошисты» и … все остальные. Кому — то нужно долго и старательно грызть этот гранит, кто-то может и не учиться вовсе, уже просто будучи прирожденным эйчаром — и оба в результате станут хорошими специалистами. А есть люди, которым те или иные профессии просто противопоказаны.
Можно, конечно, подождать, пока грянет профессиональная деформация, и капля подточит-таки камень, сделав из плохого профессионала вполне сносного. Но сфера работы с персоналом — это, пожалуй, та отрасль, в которой лучше не ждать такой погоды с моря, какой бы престижной и «модной» вам эта профессия не казалась.
Другими словами, если вы от природы не общительны и не способны находить общий язык и точки соприкосновения с самыми разнообразными людьми — не насилуйте себя. От плохого специалиста по персоналу самому персоналу пользы — как в анекдоте про мышь, которая «натырила зерна». Если конкретнее — вообще никакой. А самому такому специалисту — хронический стресс и постепенное «угасание». Оставьте эту нишу тем, кто на самом деле любит и может быть самым настоящий кадровиком.
2 comments
Эйчаровцы – милый люди. Никогда не знаешь, что же он подумает на твою фразу. 🙂 А ведь опытный эйчар – это, наверное, от 5 лет и выше.
HR – как и любая другая профессиональная деятельность – «приобретенный навык». Чтобы быть хорошим HR-матросом не нужны сверхъестественные способности. Достаточно 5-7 лет целенаправленной работы. А вот чтобы быть HR-капитаном, т.е. руководителем HR-департамента – нужно уже что-то большее.