Мы все — дети современности. Мы спешим и рвемся вперед, цепляясь и стараясь удержаться, каждый за что-то свое.
Это сегодня норма — быть в вечном движении, перескакивая через ступеньку и стараясь вырваться как можно дальше, обогнать как можно большее количество потенциальных соперников.
В этом — философия современной жизни. Догнать и перегнать, и чем быстрее — тем лучше.
И вот тут, прямо посреди вечной гонки за очередным подтверждением успешности и престижа, появляется странное и необъяснимое явление, имя которому — дауншифтинг.
Кто они, мифические дауншифтеры? Что за люди решаются на самой высокой ноте оборвать симфонию колоссального успеха и спуститься с пьедестала самых сильных мира сего на лавку запасных? И в самом ли деле дауншифтинг — явление, порожденное хронической усталостью и обезличенной жизнью карьериста-фанатика? Либо же это очередная мода, которой в скором времени суждено будет изжить себя?
Вообще, что подразумевается под дауншифтингом сегодня?
По непонятной причине принято считать, что народ, однажды коллективно рванувший на просторы фрилансерской деятельности, и есть самые что ни на есть дауншифтеры. Отринули офисную обязаловку, трудятся на самих себя и счастливо живут отдельно от тех, кто вынужден от звонка до звонка трубить в тесных воротничках и галстуках во имя высшей цели.
Это не совсем так. А если быть точным — это совсем не верно. Фриланс — явление совершенно иного толка, отдельное от дауншифтинга. Конечно, дауншифтер вполне может стать фрилансером. Но это однозначно не показатель тождественности этих явлений.
В своем первозданном, классическом понимании, дауншифтинг — это добровольный отказ от карьерных достижений и существующих перспектив в пользу спокойной жизни, в которой есть место отдыху, личной жизни, выходным, отпускам, и всей подобной атрибутике жизни человека со средним достатком. В минус уходят вершины профессионального Олимпа и баснословные заработки, ненормированная рабочая неделя и вечная гонка с препятствиями в попытке достичь все большего и большего.
Как правило, дауншифтеры — обеспеченные люди. Финансовое благополучие — одно из составляющих этого внезапного и резко наступившего жизненного «штиля». Избранная стезя «жизненной простоты» отнюдь не подразумевает балансирования на грани черты бедности — иначе о каком же тогда покое и размеренности может идти речь? Выбор — вот один из постулатов дауншифтинга.
А философию настоящего дауншифтера составляет осознание того, что для настоящей, замечательной и комфортной жизни, которая в радость, вовсе не обязательно иметь много всего. Ничего лишнего и обременительного — только комфорт и возможность заниматься тем, что тебе действительно нравится.
К сожаление, нынче дауншифтинг — нечто вроде эдакого “must have”, очередная модная “фишка”, которой принято последовать, если ты и в самом деле крут.
Выкрикнув патетически «Ах, да катись все к чертям!», гламурные и стильные топ-менеджеры красиво уходят по-английски. Как правило, на какое-нибудь Гоа, и не на долго.
И в скором времени возвращаются, отдав, так сказать, дань модному веянию.
На самом деле, настоящих последователей этого течения не так уж и много. Психологи даже делят их на какие-то там категории. Но основные тенденции неизменны. На эту стезю вступают либо те, кто просто больше не может жить в вечной гонке с самим собой и всем миром, или те, кто долгое время упорно делал то, что делать никогда не хотел, но жизнь (или строгие родители) заставила. Если человек достигает в нелюбимом или надоевшем ему деле определенных высот — почему бы ему однажды не захотеть остановиться? Ведь дальше — все тоже самое.
Сила психологического давления на современных карьеристов чрезмерно велика. И только те, кто в действительности больше не может или не хочет жертвовать самой своей жизнью во имя того, что бы взобраться еще выше, выбирают путь добровольного отречения от карьерного успеха. И дауншифтинг — это, скорее, состояние души. Нужно по-настоящему захотеть оставить все, на что было потрачено огромное количество сил, как физических, так и душевных.
Когда хочется плюнуть на все и слетать на недельку на Бали — это, возможно, просто усталость. И по возвращению вы не будете находить себе места от желания чем-то заняться. А если работа, которую вы опрометчиво оставили, была еще и любимой — тут уж впору будет и локти кусать. Особенно, когда вы вдруг поймете, что все вокруг вас, ничем не обремененного, заняты.
А посему, прежде чем кричать «Да здравствует свобода!», хорошенько подумайте. Может, вы еще не готовы быть полностью свободными?